Колокола Парсифаля для Рихарда Вагнера
В качестве лейтмотива к Храму Грааля в опере «Парсифаль» Рихард Вагнер придумал сверхъестественный, неземной звук, который должен был воспроизводить совершенно новый инструмент. Композитор называл этот звук «Звон святого Грааля». Тема Грааля в первом и третьем акте «Парсифаля» основана на глубочайших басах, призванных вызывать священный трепет у слушателей. Мощные колокольные звуки лежат почти на недосягаемой глубине: C (до) – G1 (соль контроктавы) – A1 (ля контоктавы) – E1 (ми контроктавы).
Сегодня поиграть на «колоколах Парсифаля» и услышать легендарный звон Грааля можно в Байройте – реплика исторического инструмента успешно воссоздана немецким производителем роялей и пианино премиум-класса Steingraeber&Söhne, которому также принадлежит авторство исторического оригинала.
В этом видео дирижёр «Парсифаля» Хартмут Хенхен тестирует современную версию «колоколов» перед началом Байройтского фестиваля-2017.
Когда «главный вагнеровский» дирижёр современности Кристиан Тилеман во время своего посещения штаб-квартиры Штайнгребер в июле 2015 услышал воссозданный инструмент, он был настолько впечатлён, что назвал его «лучшими Колоколами Парсифаля, которые он когда-либо слышал».
В 1882 году Рихарду Вагнеру инструмент доставили в узком и длинном клавирном корпусе. Этот первый комплект колоколов Парсифаля, по сути, и был клавиром – клавишным инструментом с четырьмя клавишами. По невероятно длинным, в 220 сантиметров, струнам ударяли четыре широких 8-сантиметровых молотка, а клавиши были 7 сантиметров в ширину.
Ещё весной 1879 Рихард Вагнер попросил Эдуарда Штайнгребера изготовить, если возможно, 4-х нотные колокола для «Парсифаля» на основе клавироподобного инструмента с большими молотками и широкими клавишами. Он также сообщил фортепианному мастеру, что это должны быть ноты «до», «соль», «ля», «ми» в самом нижнем басовом регистре. В августе 1881 между Вагнером и Штайнгребером был заключен контракт.
Колокола Парсифаля – это классический пример специального вагнеровского инструмента. Вагнер запросил 4 колокола с 12-ю нотами ниже «до» субконтоктавы, которые «победили» звучание старого «Пуммерина» - колокола собора Святого Стефана в Вене, которое считается самым низким в мире. Это еще и самый большой колокол в Европе – его вес достигает свыше 20 тонн, а диаметр – более трёх метров. Для воспроизведения его ультра низкого «ми» в колоколе Вагнеру моглло понадобиться свыше 280 тонн чугуна и диаметр около 8 метров!
Другие клавирные колокола Парсифаля, изготовленные Штайнгребером в 1912-1914 гг., можно было увидеть в Доме Штайнгребера при фабрике в Байройте в 2013, и, ранее, в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Выставка называлась «Мистическая природа золотого звука: музыкальные инструменты для Рихарда Вагнера» и прошла с большим успехом как в Лейпциге, так и в Байройте. В 2015, мастера фабрики Steingraeber, вдохновлённые интересом посетителей выставки и профессиональных музыкантов, воссоздали версию Колоколов Парсифаля 1912-1914 гг.
Сын Эдуарда Штайнгребера Бургард в 1927 году построил для Зигфрида Вагнера и Карла Мука так называемые «цимбалы». В комбинации со звуковыми пластинами цимбалы обеспечивают что-то вроде «двойной механики». Звукоряд цимбал и оригинальных колоколов Парсифаля 1882 года находится в нижнем басовом регистре. Все вспомогательные инструменты – такие как звуковые пластины, подвесные диски, там-тамы используются для придания яркости обертонам – например, в премьере 1882 года наряду с колоколами использовались именно там-тамы, а также басовая туба.
С 1975 по 1981 Вольфганг Вагнер использовал штайнгреберовские Колокола Парсифаля 1882 года в комбинации с синтезатором Moog. «Цимбалы» Зигфрида Вагнера за месяц были восстановлены в мастерских фабрики Штанйгребер в июле 2013, теперь это частная собственность.
В этом видео текущий владелец Steingraeber Удо Штайнгребер демонстрирует все три исторических инструмента – 1882, 1914 и 1926 года.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=qUfo1szjPIc
Рисунок оперного певца Франца Мазура, исполнителя ролей рыцаря Граалая Гурнеманца и злого волшебника Клингзора в постановке «Парсифаля» на Байройтском фестивале в 1975 году. На рисунке сцена оперы, которую сам Вагнер называл "Торжественная мистерия для сцены", действие которой происходит под звуки штайнгреберских колоколов Парсифаля.