Прогулка в Альпах с Лукой Фациоли
Ко множеству звуков, с которыми мы обычно ассоциируем лес, стоит добавить и этот: звучание рояля. Непревзойдённая по своим акустическим свойствам красная ель, произрастающая в долине Валь-ди-Фьемме в Доломитовых Альпах, высоко ценится производителями музыкальных инструментов уже не одно столетие.
Журналист новостной телепрограммы CBS Sunday Morning's Сэт Доан решил выяснить, что такого особенного в этой ели, и, надев лыжи, отправился в Альпы в сопровождении Луки Фациоли, сына основателя фортепианной фабрики Fazioli Паоло Фациоли.
Лука Фациоли: «Вот у этой ели может быть хорошая резонансная древесина», – говорит Лука, со знанием дела осматривая одно из деревьев. «Да, резонансная. Этой ели примерно 200 лет, и у неё прекрасные акустические свойства, потому что она растёт на высоте более 2000 метров очень медленно, засыпая на зимние месяцы. Это обеспечивает желаемую равномерную структуру древесины».
Самые лучшие образцы резонансной древесины используются на фортепианной фабрике Fazioli. Она располагается в маленьком итальянском городке Сачиле, что всего в двух часах езды от Доломитовых Альп, места произрастания уникальных музыкальных елей. Именно в Сачиле создают инструменты, которые становятся предметом обожания самых именитых музыкантов, например таких, как американский джазовый пианист Херби Хенкок.
Херби Хенкок: «В моём контракте прописано, что я играю только на роялях Fazioli. Они невероятно элегантны, полнозвучны, словно созданы специально для тебя».
Сэт Доан: «Это особое звучание роялей Fazioli может услышать только обладатель 14 статуэток Грэмми или каждый из нас способен на это?»
Херби Хенкок: «Все это слышат».
Фациоли использует с десяток разнообразных сортов древесины в одном рояле, включая африканский махагони для изготовления футора, но сердце рояля – резонансная дека – всегда из итальянской красной ели, именно это дерево отвечает за голос инструмента.
Лука Фациоли: «Структура волокон дерева должна быть абсолютно прямой. Потому что звук проходит через волокна».
Звучание рояля вырисовывается уже на стадии сушки будущих дек – их выдерживают в специальном помещении, ни при каких обстоятельствах не форсируя естественный процесс.
Отец Луки, Паоло Фациоли – тот человек, чьё имя носят всемирно известные рояли. Он занялся их производством 40 лет назад, пройдя путь от небольшой мастерской до новой, современной фабрики в 8200 кв. м.
Паоло Фациоли: «Дерево – очень лёгкий материал, но, в то же время, невероятно прочный. Для резонансной деки это лучшая характеристика».
Паоло вырос в семье производителей мебели, а его интерес к внутреннему устройству рояля проявился, когда отец подарил ему рояль, который, по мнению мальчика, звучал ужасно.
Паоло Фациоли: «Рояль совершенно не звучал».
Сэт Доан: «И вы подумали, что можете это исправить?»
Паоло Фациоли: «Да. Я начал с обучения игре на рояле, но также заглядывал вовнутрь».
Любопытство трансформировалось в бизнес, в котором сегодня задействовано около 50 высококвалифицированных специалистов, с производственной мощностью до 140 роялей в год. Полный производственный цикл рояля занимает почти 3 года, а стоимость специальных моделей из коллекции Art Case может достигать полумиллиона долларов и выше. Все рояли Fazioli изготавливаются вручную.
В 2003 году Паоло Фациоли пригласил джазового пианиста Херби Хенкока в турне по Италии.
Херби Хенкок: «Паоло подготовил для меня 3 рояля. Я попробовал первый, его звучание было прекрасно сбалансированным. Затем я поиграл на следующем, его звук поразил мощью и глубиной. Я сел за третий рояль, и он оказался таким нежным и мелодичным. Его звучание может заставить вас плакать. Я подумал: о, этот рояль растрогает всех девчонок. Я должен выбрать его».
Хотя рояль в 1698 году изобрёл итальянец Бартоломео Кристофори, более богатые страны, такие как Австрия и Германия, позднее наладили и усовершенствовали его производство.
Сэт Доан: «Почему большинство людей не знают и даже не слышали о Fazioli?»
Херби Хенкок: «Потому что этот бренд существует не так уж долго. И главная причина того, что многие не знают Fazioli в том, что Паоло просто не может делать инструменты слишком быстро».
Долгий производственный процесс – продуманная стратегия. Паоло Фациоли говорит, что он до сих пор лично проверяет каждый рояль. После того, как рабочий день у сотрудников заканчивается, 79-летний Паоло всё ещё на фабрике.
Паоло Фациоли: Звучание некоторых роялей получается мощным и грандиозным, у других оно мягкое и округлое. И далее вы должны следовать за характером рояля».
Паоло Фациоли контролирует каждый этап производства инструментов, за одним существенным исключением.
Паоло Фациоли: «Когда такелажники приезжают забирать рояль, я смотрю в другую сторону. Не хочу это видеть».
Каждый рояль Fazioli имеет свой индивидуальный характер, но у звучания этих инструментов есть одна общая черта – прозрачность.
Американская пианистка Рейчел Наоми Кудо встретилась с Сэтом Доаном в концертном зале Fazioli при фабрике.
Рейчел Наоми Кудо: «Рояль Fazioli вступает в тесный контакт с тем, кто играет на нём».
Сэт Доан: «Это неодушевлённый объект».
Рейчел Наоми Кудо: «Да, но я верю, что каждый рояль живой. А через исполнителя он оживает и для аудитории».
Пианистка из Чикаго, получившая музыкальное образование в легендарной Джульярдской школе в Нью-Йорке, демонстрирует, на что способен рояль.
Рейчел Наоми Кудо: «У среднего рояля динамический диапазон вот такой (показывает), а у Fazioli, у каждого рояля Fazioli, экспрессивные возможности буквально безграничны. Я просто в шоке».
Спустя годы после того, как Кудо выбрала для себя рояли Fazioli, она встретила Луку Фациоли и вышла за него замуж.
Сэт Доан: «Как символично. Сначала вы влюбились в рояли Fazioli, а затем и в самого Фациоли».
Рейчел Наоми Кудо: «Конечно, но я даже не знала, что это мужчина».
Это добавляет еще одно измерение к истории любви, сосредоточенной вокруг рояля. И корни её ведут в тот лес в Доломитовых Альпах, в котором сотни лет назад мастер Антонио Страдивари добывал древесину красной ели для своих скрипок...
*по материалам репортажа Сэта Доана для CBS News от 21.02.2021: https://www.cbsnews.com/news/fazioli-piano-cbs-sunday-morning-2021-02-21/